Ну, это так, к слову.
На самом деле, я ведь готовлюсь к экзаменам. Так вот - то, что мне потребуется сдавать на предварительный творческий конкурс и писать на первом туре вступительного твоческого экзамена, точнее - пример тому. Оказалось довольно интересным анализировать фильм и синтезировать своё собственное мнение о нём, собственно, что вы и найдёте ниже.
Звукозрительный анализ фильма "приговорённый к смерти бежал или Дух веет, где хочет.
Звукозрительный анализ фильма Робера Брессона
«Приговорённый к смерти бежал, или Дух веет, где хочет».
«Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет» (Un condamne a mort s'est echappe, 1956, по рассказу Андре Девиньи) – одна из первых (а если говорить точнее – третья) режиссёрских работ мэтра французского «авторского» кино Робера Брессона, за который 1957г. он получил главный приз за режиссуру на фестивале в Каннах. Мнения критиков насчёт этого фильма в творчестве режиссёра расходятся: одни считают, что этот фильм стал неким завершением формирования собственного стиля Брессона, другие же настаивают на том, что в плане творческого выражения только с выходом в 1962 году картины «Процесс Жанны Д’Арк» для у мэтра получилось полноценно установить и освоить те приёмы в создании собственного «художественного мира», которые были использованы в более поздних работах.
Собственно, говоря о картине – реальная история и личный опыт режиссёра помогли сделать её невероятно живой, при просмотре никоим образом не возникает мысли о том, что такого не могло бы произойти в реальной жизни. То, насколько главный герой фильма везуч, хоть само его положение и говорит об обратном, поражает все представления о людских возможностях. Возможно всё, даже то, что считается невероятным, главное – вера. Вера в себя, вера в успех. Такая вера может буквально заразить окружающих, что, безусловно, только помогает, ведь без помощи окружающих один человек лишен многих возможностей. Однако, кроме того, фильм «Приговорённый к смерти бежал…» как бы наталкивает нас на мысль ещё и о том, что иные вещи совершенно не зависят от нас, такие вещи, как появление нового соседа в камере, проходящий мимо поезд, желание стража пройти поближе к тому углу, к которому нужно, или замена часовых на внешнем периметре. Судьба. "Я хотел бы показать это чудо: невидимая рука, простертая над тюрьмой, направляющая ход событий и позволяющая преуспеть лишь избранному, и никому другому..." – Так говорил сам мэтр о своей картине.
Однако давайте разберёмся по порядку: почему эта картина производит столь неизгладимое впечатление, чем она «цепляет» зрителей, то, что можно заметить, лишь отстранившись от фильма, разглядывая его как бы «со стороны»? Звук. Отчётливый, атмосферный, живой. Уже после десятой минуты просмотра охватывает впечатление, что этот фильм мог бы совершенно без потерь посмотреть и слепой человек – настолько хорошо нарисованы те пространства, в которых обитают герои, настолько интуитивно понятны из мыслей главного героя, диалогов и действий последующие события. Режиссёр создаёт свою атмосферу для этого фильма, вселяет в него живой дух и даёт нам прожить этот отрезок жизни персонажа вместе с ним, тому способствует озвучение его мыслей, а всё разнообразие или, напротив, скупость звуков окружения работают не только на описание обстановки, но и на передачу внутреннего состояния персонажа. Одиночество, которое обосновано не столько даже самим заключением в камеру, сколько тем, что главный герой фактически остаётся один на один с тюрьмой, живёт ей, изучает её, сам замыкается в ней духовно, чтобы выбраться из неё физически. Единственное что может разрушить одиночество – стук в стену соседней камеры и ответ на него. Этот стук сопровождает героя с самого начала его заключения, спасает его от окончательного замыкания в себе, пробуждает в нём человечность, живость. Этот стук – важный элемент в тюремной жизни, тот, кто отказывается отвечать на твой стук, фактически перестаёт существовать для тебя. Это нить, которая может связать двух людей в соседних камерах – так было со стариком, соседом главного героя - он долго отказывался от начала подобной связи, а в итоге именно его стук практически послужил сигналом к началу побега.
Так же, вспоминая о том «чуде», которое хотел показать нам режиссёр фильма, нельзя не отметить все эти «случайные» звуки – стук колёс проезжающего поезда, за которым не слышно шуршания шагов по гравию, неясный вначале скрип, который заставляет героя насторожиться, обратившийся потом в скрип велосипеда единственного стражника на внешнем периметре охраны тюрьмы – последнем барьере перед свободой. Да и в самой тюрьме, до начала побега звуки могли играть различные роли. Иные – опасные, те, которые необходимо заглушить, чтобы избавить себя от возможных неприятностей. Другие – вспомогательные, такие как кашель заключенного из противоположной камеры, предупреждающий об опасности.
Ещё одной особенностью фильма является использованная музыка. Это несколько тем Вольфганга Амадея Моцарта, которыми режиссёр выделяет начало и конец фильма, в конце подчёркивая так же и важность момента свершения главной цели героя. Так же выделены музыкальными вставками, в процессе фильма «отстраняющими» зрителя непосредственно от происходящего в кадре, те моменты, где по сюжету проходит определённое (большое) количество времени.
В заключение хочется сказать, что, несмотря на признанное мастерство Робера Брессона, идея фильма может показаться неясной, а сюжет несколько затянутым для современных зрителей (если не брать, конечно, определённые общества ценителей). Так же, к сожалению далеко не всегда этот фильм «понятен», постольку поскольку в наше время и мышление людей и их знания отличаются, порой, настолько, что поднятая режиссёром тема может нисколько не затронуть умы и души зрителей. Впрочем, блестящее исполнение замысла, пусть и приходится поломать голову над иными «знаками», которые оставил в своей картине Робер Брессон, очевидно. Что, собственно, и доказывают полученные режиссёром награды за этот фильм.
P.S.Посмотреть рецензию на эту радость или даже скаачать её (.torrent) можно здесь.